В конце лета СМИ сообщили о том, что в России меняются правила проведения техосмотра. Государство прекрасно понимает, что техосмотр давно превратился в профанацию, поэтому было решено исправить ситуацию. Проводится ли техосмотр для ОСАГО в 2018 году по новому закону или процедура его проведения осталась прежней — разбираемся в происходящем.
Вступил ли в силу новый закон о техосмотре
Нет, в 2018 году техосмотр для ОСАГО проводится по-старому. Некоторые изменения вступили в силу весной, но они не являются принципиальными.
Если говорить о действительно начавших работать поправках в законодательство о проведении технического осмотра автомобилей в России, то их перечень невелик:
- операторы техосмотра больше не могут отказывать в выдаче диагностической карты — если у автомобиля есть неисправности, которые не позволяют его эксплуатировать, это должно отражаться в карте, но сам документ обязательно выдается,
- региональные органы власти получили право контролировать стоимость техосмотра на своей территории.
Это все. Как можно заметить, коренные проблемы техосмотра эти поправки не решают.
А главной проблемой, между тем, является то, что техосмотр в России давно стал процедурой предельно формальной. Любой водитель знает, что диагностическую карту, которая нужна для оформления страхового полиса ОСАГО, можно просто купить. Для этого зачастую даже не нужно предъявлять сам автомобиль. Купить диагностическую карту можно даже в сети интернет.
Понятно, что такая ситуация, на самом деле, невыгодна и не нужна никому. Во-первых, по дорогам страны продолжают передвигаться автомобили в сомнительном техническом состоянии, которые представляют опасность абсолютно для всех. Во-вторых, для большинства техосмотр становится лишними расходами, которые увеличивают стоимость страхования ОСАГО. Автомобиль в любом случае никто не проверяет, а платить лишние 600-700 рублей нужно.
В августе 2018 года государство предложило кардинально изменить закон о техосмотре для ОСАГО.
Как будет выглядеть процедура техосмотра для ОСАГО по новому закону
Главная цель, которая поставлена — закрыть возможности для продажи диагностических карт. Для этого существуют такие предложения:
- записывать на видео всю процедуру проведения техосмотра,
- ужесточить ответственность за продажу диагностических карт,
- ужесточить ответственность за отход от процедуры техосмотра,
- ввести штраф за отсутствие техосмотра для всех водителей (сегодня обязаны предъявлять документ о техосмотре только водители такси, автобусов, а также перевозящие опасные грузы водители).
В данный момент все эти меры находятся на этапе законопроекта. В качестве закона они не приняты.
Более того — после принятия новых законов должно пройти определенное время до их вступления в силу. Например, в случае со штрафами за отсутствие техосмотра в законопроекте говорится о том, что норма вступит в силу только через один год после подписания закона президентом.
В 2018 году техосмотр для ОСАГО по новому закону не проводится однозначно — в целом все остается так, как и было годами до этого. Что касается будущего года, то непосредственно с 1 января 2019 года также ничего не меняется, а дальше будет видно. Если у законодателей дойдут руки до изменения правил техосмотра, то вероятны какие-то изменения.